Митя борисов ресторатор биография. Хозяин «Жан-Жаков» — о том, как напоить всех друзей и не только. Ресурсы, ссылки и названия в данном эпизоде подкаста

И просвещаются по насыщенной программе - от выставки патриарха - главный художника БДТ до чтений модного писателя Александра Цыпкина.

Я - не ресторатор, все, на самом деле, пишут неправильно. Я только придумываю, запускаю идею - а ее уже подхватывают другие. Так и это место сделано не мной одним - это было коллективное творчество, джем-сейшен, «Поп-механика»: мои друзья поучаствовали словом или делом. Команда ресторатора Эдуарда Мурадяна сначала несколько раз покормила у нас гостей на воскресных бранчах бужениной с хреном и террином из куриной печени и осталась на кухне за хозяев. Их меню - небольшое, на страницу, но в каждом разделе найдется шедевр. В закусках - обожженный помидор на теплом хумусе и битые огурцы с кальмаром и кунжутным маслом, в супах - чечевичная похлебка, в горячих блюдах - свежевыловленный карп с оливками и пюре из цветной капусты и медальоны из говядины с овощами-гриль.

Культовый художник-график Игорь Гурович нарисовал логотип - на окнах друг на друга смотрят лев и львица: они - символ Петербурга и Иерусалима, достоинства и благородства. Пианист собрал в саундтрек места лучшие образцы творчества его великого коллеги Артура Рубинштейна. Художник Александр Бродский подсказал дизайн зонирования: два зала у нас разделяют, оставляя единым пространством, пустые старинные оконные рамы из темного дерева. Получилось симпатично - отчасти сцена, отчасти шкаф, отчасти инсталляция с красивыми пропорциями.

На события в нашем ресторане гостей зовет еще один мой партнер - , курирующая фесиваль . Долгосрочной программы у нас нет, но мы инициируем такие встречи, чтобы точно показать публике, что именно для нашего заведения является знаком культуры. На открытии у нас выступал , гастропутешественник готовил гостевой ужин, актриса БДТ и переводчик читали рассказы популярного сейчас писателя Александра Цыпкина, свое согласие выступить уже дал гениальный . Главный художник БДТ и писатель Эдуард Кочергин специально для нас составил выставку - из скульптур героев его книги «Завирухи Шишова переулка. Василеостровские притчи» и ряженых из спектакля «Три сестры» Георгия Товстоногова.


Это, на самом деле, только часть списка тех, кто приложил руку к месту. Архитектор Александр Павлович Раппопорт изучил историю фамилии Рубинштейн и собрал экспозицию портретов выдающихся людей, которые ее носили: во втором зале ресторана на карточках вы можете найти не только известных деятелей - актрису, балерину и декаденскую диву Иду и писателя Льва, но и нашего современника парашютиста Алексея, например. Рубинштейны всегда вызывали у меня приятные ассоциации - тут тебе и царь Давид и красота еврейских женщин, как было не назвать в честь них заведение, которое к тому же находится на улице имени одного из них? Каких Рубинштейнов только не было: историк для нашел Митьку - банкира, бандита, авантюриста и друга Григория Распутина, и знали ли вы, что Джек Руби, который застрелил убийцу президента Джона Кеннеди Ли Харви Освальда - тоже Рубинштейн?

За двадцать лет опыта в индустрии, начиная с квартиры-галереи, открытой с издательством ОГИ в 1997 году, мой подход к делу не изменился. Да, технические моменты решаются легче, но я по-прежнему испытываю сомнения, как правильно развивать место: не сомневающийся человек просто дурак. Я всегда в своих ресторанах плачу за себя - есть большая разница, тратишь ты деньги в своем общепите или нет: только так я понимаю, сколько что должно стоить. Также не меняется мой подход к людям - я хочу видеть вокруг себя настоящих, неравнодушных, деятельных, содержательных персон, любителей поесть и выпить: я собираю таких в команду, и в гости к нам сами собой собираются такие же. Приятно видеть симпатичных людей, но гораздо приятнее, когда лиц, которые тебе нравятся, много.

Я открываю такие заведения, которых мне самому не хватает, а одна из лучших похвал для меня - когда говорят, что такое место было всегда. Если бы я делал рестораны ради денег, а не для себя, то я бы открывал McDonalds или Starbucks. Гостям у себя я рад всем - мне кажется, тех, кто не соответствует нашим требованиям вести себя культурно, не мешая соседнему столику, отсеет сама стилистика «Рубинштейна». Когда я сам - гость в каком-то ресторане, то меня раздражает неуместная стилистика общения, например, когда используют уменьшительно-ласкательные суффиксы - конечно, кроме классики, разумеется: хамства и плохого обслуживания. Я, кстати, с удовольствием бы отобедал или отужинал в вымышленных кафе из мировой литературы - тавернах и трактирах, кафешантанах и харчевнях, бистро и кабаках. Книги, поэзия - мое хобби, я могу - для друзей - прочитать что-то из русской классики от Слова о полку Игореве до Дмитрия Озерского, написавшего большинство текстов для «Аукцыона».

Фото: Алексей Костромин, Александр Попов

Дмитрий Борисов – профессиональный тележурналист, ведущий вечерних новостей на Первом федеральном канале. Стал широко известен после того как занял место Андрея Малахова в программе «Пусть говорят».

Детство и юношеские годы

Дмитрий родился 15 августа 1985 года в украинских Черновцах, в семье филологов. Родители часто меняли место жительства, поэтому в раннем детстве мальчику довелось поездить по миру. Он успел пожить в литовском Паневежисе, затем несколько лет провел в Сибири, а в первый класс пошел уже в Москве.


Еще будучи школьником Дмитрий заинтересовался журналистикой. Он много читал, был редактором школьной газеты и уже в старших классах сумел устроиться на радиостанцию «Эхо Москвы». 16-летний юноша написал письмо руководству, в котором предложил идею новой программы. Делать передачу ему, конечно, сразу не доверили, но в отдел информации взяли.


Вскоре Борисову поручили вести ежедневную новостную программу, а по вечерам его голос можно было услышать в воскресной музыкальной программе «Серебро» (позже «Аргентум», «Попутчики»).


Карьера

В 2006 году Дмитрия пригласили на Первый канал в качестве ведущего новостей. К тому времени он приобрел немалый опыт работы в эфире, поэтому новые коллеги были чрезвычайно удивлены такому высокому профессионализму в столь юном возрасте.


Параллельно Борисов окончил историко-филологический факультет Российского гуманитарного университета, в котором до сих пор преподает его отец, и поступил в аспирантуру. Учеба не помешала ему стать в 2008 году лучшим телеведущим сезона, а в 2009 – финалистом премии «ТЭФИ». Еще через два года ему доверили вести программу «Время».


Перед Олимпийскими играми 2014 года ведущий принял участие в эстафете факелоносцев в Москве, во время Олимпиады вместе с Кириллом Набутовым, Андреем Малаховым и Иваном Ургантом вошел в команду Первого канала, освещавшую главные события игр.


В 2015 Дмитрий возглавил «дочку» канала – «Первый канал. Всемирная сеть», которая транслирует российские программы на другие страны.

Но широкая известность к Борисову пришла в августе 2017 года, когда он заменил Андрея Малахова в сверхпопулярном ток-шоу «Пусть говорят». Скептики прочили Дмитрию «творческое самоубийство» в этой ситуации, но, как показали эфиры первых обновленных программ, Борисову удалось удержать передачу «на плаву». Тем более что его на эту должность «сосватал» сам Андрей, который является хорошим другом Дмитрия и уже давно подыскивал себе достойную замену. Сам же Малахов ушел на канал «Россия», который предоставил ему большую свободу для творчества, помноженную на высокий оклад.

Личная жизнь Дмитрия Борисова

О «закадровой» жизни стройного симпатичного ведущего известно немногое. В 2009 году у него случилась громкая романтическая история с певицей Юлией Савичевой . Дмитрий был настолько влюблен, что даже посвятил артистке песню и исполнил ее во всеуслышание в прямом эфире.


Однако до свадьбы дело так и не дошло, а в 2014 году Юлия стала женой Александра Аршинова, которому позже родила ребенка. С тех пор Дмитрий больше не был замечен ни в одних серьезных отношениях с девушками, часто появляется в компании маленькой декоративной собачки. Дмитрий Борисов сейчас Заступив на пост ведущего «Пусть говорят», Дмитрий Борисов пообещал зрителям освежить формат программы.

Дмитрий Борисов выгнал политолога с «Пусть говорят»

В один из первых выпусков он выгнал из студии украинского политолога Дмитрия Суворова, одобрительно высказавшегося о гибели Гиви, Моторолы и депутата Рады Ирины Бережной. Борисов попросил его покинуть студию за неуважение, и тот ушел под крики «Позор».

Про космос

Борисов: Когда мне исполнилось 40 лет, я себе подарил на 50 лет полет в космос. Заплатил 10 тысяч долларов одной компании - всего это стоит 120, надо постепенно платить. У них 8 клиник по всему миру, одна в Израиле. Я там прошел все проверки, и я - космонавт: меня допустили до полета через 10 лет. Теперь я должен раз в два года сдавать анализы. Странно ведь прожить жизнь, не слетав в космос в XXI веке.

Врачи сказали, что я потрясающий. Они нагрузки давали, крутили в центрифуге. Я оттуда вылезаю, и меня спрашивают: «У вас эмоциональное состояние какое?» «Никакое», - говорю. Куда-то засунули, покрутили, мне … [все равно]. Они говорят, у меня пониженный порог стресса. А я им: «Вам хоть раз давали … [били] менты советские? Вы вот в больницу советскую, … сходите, чтобы понять - эмоционально ли это. Эмоционально, в принципе, то, что у меня сегодня выходной - единственный за этот год. На меня правда никакого впечатления не произвели ваши эксперименты».

Про театр

Борисов: Это записалось?

Кесоян: Да.

Борисов: Тогда сейчас все сотру, я умею.

Кесоян: Перестань.

Борисов: По-моему, интервью состоялось.

Кесоян: Да, в принципе, уже сейчас можно сворачиваться.

Борисов: Я тебе расскажу, что мы с Димой Сергеевым (совладелец ресторанной группы Ginza Project. - Прим. ред. ) новое заведение будем делать. Он очень талантливый, содержательный - офигенный чувак.

Кесоян: А ты не устал еще от вот этого всего?

Борисов: От чего? Я три года ничего не открывал в Москве. Наоборот! Я приехал сюда на неделю в конце января и поймал тут бешеную волну. Не мою, не нашу даже. Даже не нашего поколения. Чужую какую-то. И вот за это время мы открыли …

Кесоян: Какие бардели?

Борисов: «Бардели»! Это Галя и ее муж Йохан. Трехэтажное помещение. Бар там делает Рома Милостливый. Меня привели к нему в «Чайную» , и я попробовал лучший коктейль вообще в жизни. Какой-то маленький белый сухой драй. Не знаю, что это было, но это оправдывает существование всей барной культуры. Я же не люблю смешанные напитки - люблю водку, виски, вино, саке. И Рома нам согласился сделать бар вот в этом «Бардели». Первый этаж там бар, второй - ресторан и огромная крыша.

И наполовину открытая кухня - это тоже второй этаж «Бардели»

© Надежда Панина

3 из 8

Бар на первом этаже

© Надежда Панина

4 из 8

Вегетарианский тхали: корично-гвоздичные брокколи, цикорий, кольраби, морковь на углях, карри из фенхеля с сырно-яблочной кофтой, дал, раита из домашнего йогурта с чат-масалой, соус из мяты, басмати-рис с шафраном и зеленым кардамоном и нан на углях из цельнозерновой полбы с травами и чесноком

© Надежда Панина

5 из 8

Закуски в вегетарианских ужинах: чурумури, кхандви (нут на йогурте с листьями карри и кокосом), долька шафрановой лепешки с пряным соусом, картофельные дольки и чили-чатни и панир на углях в маринаде из пажитника с горчичным маслом

© Надежда Панина

6 из 8

Тхали из невегетарианского ужина с бараниной: дал, раита из домашнего йогурта с чат-масалой, соус из мяты, басмати-рис с шафраном и зеленым кардамоном, ребро барана Hello Goa! в соусе чили, пряный cикх-кебаб из баранины Ciao Maharaj и нан на углях из цельнозерновой полбы с травами и чесноком

© Надежда Панина

7 из 8

Индийское мороженое кулфи с кашмирским шафраном и фисташками

© Надежда Панина

8 из 8

Кесоян: Подожди, а как эти ребята согласились на присутствие алкоголя - они же такие просветленные.

Борисов: Им интересно, потому что мы им делаем не кабак, а театр. У нас, например, красные стулья, пластмассовые, как у ларька стоят. Потому что театр. Потому что спектакль ставить интересно.

Кесоян: И что ты будешь там ставить?

Борисов: Все это место и есть спектакль. «Пролив» - это спектакль, конечно. И «Жан-Жак» - это спектакль. Любое заведение вообще - это спектакль. Поэтому я настаиваю на уважительном отношении к официанту и бармену, потому что они - актеры. Если ты делаешь не общепит, а претендуешь на городское место, то это - театр.

Кесоян: В театре есть некий бутафорский момент.

Борисов: А в ресторане?

Кесоян: А в ресторане этого не может быть.

Борисов: Ресторан - это и есть бутафория. Давай возьмем «Пушкин» . Это что? Бутафория абсолютно.

Кесоян: Но еда не может быть бутафорией.

Борисов: Ты считаешь, если хороший театр - это не настоящее?

Кесоян: Театр создан, для того чтобы человека поставить в некоторые условия и выдернуть из заурядности.

Борисов: Я думаю, что театр создан, для того чтобы …, которые считают себя актерами, что-то там достойное делали. А потом получилось, что это еще публике нужно.

Кесоян: Обыватель подсаживается на любое зрелище.

Борисов: А что в этом плохого? Даже само слово красивое - «обыватель». От слова «быт». Давай, слово «обыватель» напиши! Это сейчас, как мне кажется, важное слово. Сходи на Никитский бульвар - там десятки тысяч людей каждый день. На Тверской сейчас деревья еще разрастутся - мне это очень нравится. Нет ничего приятнее, чем люди на Тверской.

Кесоян: А я не считаю обывателей мудаками. Я считаю, что это довольно простые и забавно устроенные люди.

Борисов: Я обывателей считаю моими партнерами. У тебя в этом слове есть что-то уничижительное. А вот у меня - наоборот…

Борисов за столом с Филиппом Дзядко и Еленой Каменской

О телевизоре

Борисов: Я собираю пепельницы. Видишь, как я живу? Как типичный обыватель. Нету больше в XXI веке богемы. И нет ничего отвратительнее фразы: «Я уже пять лет, семь лет, уже два года не смотрю телевизор».

Кесоян: Почему?

Борисов: Потому что это пошлость. Потому что - не смотришь - ты мудак.

Кесоян: Нас не будут публиковать в «Афише» - они там не смотрят телевизор.

Борисов: А вот основатель «Афиши» Илья Ценципер, я уверен, смотрит телевизор. Потому что человек, не смотрящий телевизор, не понимает, что происходит в мире. Я, например, не наступаю в говно специально, которое валяется на улице. Случайно - если иду по улице. Я знаю, что на улице валяется говно. Я, например, не бегаю по улице в поисках маньяков. Или не бегаю на улице в поисках гопоты. Но делать вид, что этого нет, - это пошлость.

Кесоян: Думаешь, телевизор просто источник информации?

Борисов: Делать вид, что ты богема и живешь в башне из слоновой кости, - пошлость! Ты не смотришь телик - телик тебя смотрит. Смотри, что передо мной лежит.

Кесоян: Да блокнот перед тобой лежит!

Борисов: Залезь в фейсбук через твой телефон. У меня нет фейсбука.

Кесоян: Да при чем тут фейсбук?

Борисов: У меня есть блокнот и телефон с номерами друзей. И я - обыватель. Что делали люди, когда у них не было телевизора? Радио слушали? А ты знаешь, что радиоточка есть у каждого человека в советском мире и мы за нее платим до сих пор. И конец русскому миру настанет, когда включат всем эту радиоточку. Просто скажут: «Доброе утро» - и мы проснемся в другой стране. И тогда Света Кесоян выбросит свой айфон. А Мамут закроет «Афишу». Достаточно будет просто услышать: «Доброе утро, россияне». Но от включения радиоточки нас спасает существование людей типа Любы Аркус и журнала . А ты давно читала журнал «Сеанс»?

Кесоян: Я не видела его давно.

Борисов: Дам тебе - у меня два номера в машине лежат. Или вот Хржановский, который херачит в Лондоне свой фильм, он спасает нас от включения радиоточки. Леня Федоров, который на моих ушах записал альбом в Тель-Авиве. Или сделал в нашем «Проливе» с архитектором Бродским инсталляцию «Чайка-ласточка»… Бродский спасает. Нас от включения радиоточки спасают отличные люди.

Бутерброды с жареной скумбрией, копченым лососем, яичным салатом, сельдью, говяжьим тартаром, каждый 150 р

2 из 7

Суп из белых грибов с лапшой, 320 р

3 из 7

Запеченный цыпленок с жженым маслом, 750 р.

4 из 7

Пельмени со свининой, 390 р

5 из 7

Скумбрия на гриле, 560 р

6 из 7

Томленая говяжья грудинка с мятной перловкой, 580 р.

7 из 7

О метафизическом багете

Борисов: Мне вчера дочка говорит: «Если в школе спросят, чем папа занимается, я могу сказать, что мой папа открыл бардель?»

Кесоян: А еще не спрашивали?

Борисов: Нет, и это счастье. Ее вопрос означает, что мы детям привили страсть к русскому языку - даже к таким дурацким полупристойным образам. Но если ваши дети начинают шутить на языковом уровне, то можете почувствовать себя родителем. Я вот вчера разрешил ей смотреть телевизор: если у нее появилась ирония, то можно уже все тогда. В том же театре бывает оценка, работа с предметом. И конечно, весь ресторанный бизнес тоже театр. Или работа с предметом.

Кесоян: Тебя часто обвиняют, что в твоих местах есть нельзя.

Борисов: Ну да, ругали «Жан-Жак» про еду. В «Джон Донне» мы с Васей Уткиным подружились с Себби Кэньоном, который сделал ресторан «Воронеж» . Он австралийский мясник в четвертом поколении. И вот к нам как-то какая-то шпана пристала ночью - мы их на Никитском раскидали. Херову тучу лет назад, когда первый «Жан-Жак» открывался, нам меню делал шеф-повар «Белого квадрата». Как его зовут?

Кесоян: Эрик Ле Прово.

Борисов: Потому за год мы тогда все взорвали. «Жан-Жак» должен быть тем, чем он и является. Местом, которое в любой стране мира, в любом мегаполисе есть максимум в 100 метрах от любого подъезда жилого дома. Мы должны туда вернуться, в эту точку - «Жан-Жак» так был придуман.

Я его придумал, когда жил в Западном Берлине - очень немодном по тем временам. Я ходил в Paris Bar - это до сих пор легендарное место - и думал, какого хера я в своем любимом родном городе должен жить, не выходя из квартиры? Почему в пижаме моя девушка не может выйти в кафе на углу? Когда появились угги, они подтвердили мою идею о том, что в тапочках можно везде по ресторанам ходить: на босу ногу нацепил и пошел кофейку тяпнул. Это вся идея «Жан-Жака».

Есть проблема - где брать багет хороший утром? Но где-то он возьмется. Если багет будет нужен - он появится. Я уверен, даже в советские времена, даже не зная, что такое багет, были люди, которые каждое утро, может быть, каким-то метафизическим способом просыпались с багетом. Если он им был нужен.

Митя Борисов с партнерами и товарищами


Лара Кацова, телеведущая, бренд-шеф

Игорь Гурович, дизайнер

Елена Каменская, искусствовед

Василий Уткин, "главный редактор" пабов «Джон Донн»

0 15 февраля 2016, 13:37


41-летняя актриса тайно вышла замуж. Звезда, которая долгое время состояла в гражданском браке с 35-летним актером Юрием Колокольниковым, сразу после расставания закрутила роман со столичным бизнесменом Дмитрием Борисовым. По словам друзей пары, актриса и ресторатор уже официально женаты, но не хотят афишировать свои отношения.

Солист группы "АукцЫон" Леонид Федоров подтвердил изданию Star Hit информацию о том, что Раппопорт и Борисов узаконили отношения.


Стоит отметить, что Борисов - владелец сети ресторанов "Жан-Жак" и "Джонн Донн" - ради Ксении переехал из Москвы в Санкт-Петербург. Бывшая жена бизнесмена - 30-летняя художница Маруся Севастьянова - и их 10-летняя дочь остались в столице.

Переехав в Петербург, Борисов не так давно открыл там новое заведение "Рубинштейн" недалеко от Малого драматического театра, в котором играет Раппопорт. По словам сотрудников ресторана, дела в Санкт-Петербурге идут не так хорошо, как в Москве. Но, судя по всему, бизнес волнует Дмитрия меньше, чем семейное счастье.

Напомним, что Ксения Раппопорт долгое время была вместе с актером Юрием Колокольниковым, в 2011 году у них родилась дочь София. Бывшие влюбленные отлично ладят друг с другом. У актрисы также есть 21-летняя дочь Аглая от бизнесмена Виктора Тарасова. Аглая Тарасова пошла по стопам матери и тоже стала сниматься в кино, она прославилась благодаря сериалу "Интерны".

Мити Борисова - известного московского ресторатора, совладельца «Жан-Жаков» и «Дома 12». На открытие нового заведения он пригласил внушительную компанию своих знаменитых друзей. Поэт Анатолий Найман, медиаменеджеры Демьян Кудрявцев и Антон Носик, журналисты Геннадий Йозефавичус, Максим Семеляк, Юрий Сапрыкин, поэт Лев Рубинштейн и другие московские и петербургские персонажи стали участниками литературно-исторических чтений.

«Бумага» попросила Борисова объяснить, как он умудряется вести бизнес, окружая себя преимущественно друзьями и делая только то, что хочется.


На открытии вы устроили «Рубинштейновские чтения» с участием огромного количества петербургских и московских известных людей. Вы довольны тем, как все прошло, концепция оправдала себя?

Вы знаете, открытие заведения - это, как правило, событие для публики, место открывает двери. А потом ресторан, клуб, кафе - неважно что - еще несколько месяцев живет какой-то странной жизнью. Меняется, дорабатывается, переделывается, растет.

Сколько нужно времени, чтобы ресторан как-то встроился в жизнь города?

Очень по-разному, от города зависит.

В чем отличие у Петербурга и Москвы?

Не знаю. Нету его.

Ну вот хотя бы если «Жан-Жаки» сравнить: в Москве у заведений совсем другое настроение, и публика, наверное, другая. В чем специфика города?

Мне это странно. Все говорят про разницу Петербурга и Москвы. Мне кажется, что часто у окраины и центра Москвы разница больше, чем между центром Петербурга (который гораздо больше, чем московский) и центром Москвы.

В ваших московских заведениях многое происходит благодаря вашей персоне: вокруг ресторана выстраивается комьюнити в том числе благодаря вам лично…

Ну это уже давно не так.

Что, кроме фигуры владельца, помогает заведению обрести узнаваемое сообщество посетителей?

Вкусная еда, хорошее и недорогое меню. Вокруг любого места так должно быть. От «Макдональдса» до «Куры-гриль» и любой шаурмячной. Как это сделать - никто не знает, нет учебников по этому. Либо получилось, либо нет.

В этом заведении на что вы будете делать акценты?

На дружбу, любовь.

А как это будет выражаться в меню «Рубинштейна»?

Мы хотели бы назвать это щедрым меню. Как в римской таверне. Тут можно сидеть сколько хочешь с чашкой кофе - никто тебе слова не скажет и не посмотрит косо, почему ты сидишь, место занимаешь. С другой стороны, можно прийти и сутки пировать. У нас нет проблемы, если за соседними столиками кто-то заказывает самое дорогое вино, а кто-то - самое дешевое. Это никак не влияет на отношение к человеку. Ни в хорошую, ни в плохую сторону - ни к тому, ни к другому. Очень по-человечески. Все, что нам нравится в жизни, то мы и пытаемся здесь сделать.

Вам не хочется повторить успех «Дома 12», только в Петербурге? Чтобы в кафе ходили ваши друзья.

Ну туда ходят еще люди, которые мне очень неприятны. Они мне несимпатичны из-за общественной и околообщественной жизни. Но если они подчиняются общей атмосфере места, общей идее, то в данный конкретный отрезок времени они - клиенты.

При запуске заведения от чего вы сознательно отказываетесь, даже если это может повысить прибыль?

Я не торгую наркотиками. И ******* [продажными женщинами - прим. «Бумаги» ]. Всё остальное - пожалуйста.

Очевидно, в вашем заведении вряд ли появятся плазмы на стене.

Я бы повесил, но на хрен они нужны. Это просто невыгодно. Если бы я знал, как кальяны и плазмы сделать экономически выгодными, я бы их завел. Но я не знаю. Я не могу сделать экономически выгодным то, что мне самому не нравится.

Около года назад обсуждалось, что петербургские «Жан-Жаки» будут . И это пока не было реализовано, что случилось?

Ничего не случилось, мы сейчас думаем над этим. Экономическая ситуация вообще и в Питере требует пересмотра некоторых концепций, цен, меню, потому что с едой сейчас всем известные проблемы. Нынешняя ситуация от любого бизнеса требует пересмотра стратегии. Нет бизнеса, который может не реагировать на внешние обстоятельства.

Тем не менее, вы в таких непредсказуемых обстоятельствах запускаете новое место, причем не сетевое - не очередной «Жан-Жак», а новое, с демократической концепцией. Почему вы решили выбрать именно это время и место?

И время, и место выбрали меня.

И какие риски вы держите в голове?

Прогореть.

Почему к вам могут не пойти?

Ленивые сволочи!


Какими правилами вы руководствуетесь, когда задумываете новое заведение?

Идеей, желанием. Чтобы было место в Петербурге, куда я смогу пойти, если хочется простой здоровой пищи, хорошего недорогого вина и много друзей и симпатичных женщин.

Вы гедонист.

Нет, абсолютно. Тогда все люди - гедонисты. Или назовите мне людей из ваших знакомых, которые сказали бы: «Нет, я не хочу недорогого вкусного места на прекрасной улице Рубинштейна, чтобы там еще была куча моих друзей и чтобы это мне было по карману». Ну, значит, это асоциальный парень или девушка с проблемами. А еще, чтобы всё было симпатично, по-человечески - у меня очень много невероятных людей вписалось участвовать в эту идею.

Расскажите же, с кем вы его делали.

Логотип «Рубинштейна» придумал Игорь Гурович, потрясающий график и мой друг. Архитектор и крестный моей дочери Александр Бродский давал советы по интерьеру. С помощью других людей я его сам придумывал так, как представлял себе приятное дружеское место. Например, очень люблю стулья в чехлах, поэтому стулья здесь в чехлах - примерно так принимались решения.

Филипп Дзядко помогал придумывать слова, а архитектор Александр Павлович Раппопорт написал настоящее исследование про улицу Рубинштейна и историю Рубинштейнов в XX веке. Также он создал фотогалерею портретов Рубинштейнов, которые собраны в одной из комнат. Стас Семенов, чьи советы о душе города были для меня бесценны. Все участники «Рубинштнейновских чтений» и Аня Наринская, которая, подхватив мою сырую идею, доформулировала ее и, ни секунды не раздумывая, вписалась в этот не очень нужный ей проект.

Судя по «Чтениям», вы подключили огромное количество людей.

Да. Пианист Алексей Гориболь помог подобрать сюда фоновую музыку - лучшие записи Артура Рубинштейна. Питерский дизайнер Митя Харшак помог нам со всей полиграфией. С самими чтениями помогал Миша Иванов из «Подписных изданий» - мой замечательный новый друг. Эдуард Кочергин впервые в каком-то кафе почему-то согласился сделать выставку. Леонид Фёдоров еще до открытия играл здесь как-то полночи. Место не смогло бы открыться без участия моего друга и партнера ресторатора Эдуарда Мурадяна и замечательной Натальи Плехановой, чей род деятельности я сформулировал как Наталья Плеханова.

Директором «сумасшедшего дома» на открытии отважно согласилась стать моя любимая питерская подруга Маша Тарнавская.

Вы продолжите привлекать друзей на мероприятия?

Мероприятий здесь будет мало. Кафе должно стать местом встречи этих людей, это и будет событием. Из встреч вырастают проекты, влюбленность, романы, ссоры, книжки, кино, всё что угодно. В этом живом общении заключается самый кайф, жизнь. А еще можно этих людей накормить, напоить.

Вы уже много раз сказали, что хотите место для друзей. При этом кафе - это все-таки бизнес. Где грань между тем, чтобы поить и кормить друзей, и деловым подходом?

Не надо эту грань проводить. Ты должен поить друзей на ту сумму, которую можешь себе позволить, как и любой другой нормальный человек. Зовете домой друзей, у вас есть бюджет вечеринки. Вы можете потратить 100 долларов, а можете 1000, в зависимости от вашего благосостояния. Можете на миллион напоить, а можете на немножко. Моим друзьям все равно: если я не смогу напоить друзей - друзья напоят меня. Такое бывало тоже не раз. Тут нет никакого противоречия.

Какого места вам не хватает в Петербурге как посетителю?

Недорогих . Хорошие в Питере далеко - на окраине. На Суворовском проспекте есть клевое китайское место, но тоже совсем далеко, туда просто не доедешь. А в центре китайские места довольно сильно испортились.

В смысле общепита у кого Петербургу и местным рестораторам стоит поучиться - у Москвы, у Европы?

Питеру смешно на Москву ориентироваться, он намного лучше в гастрономическом смысле. Тут вкуснее, лучше, дешевле. У вас Дима Блинов есть (шеф-повар, совладелец гастробара Duo - прим. «Бумаги» ), я его поклонник. Ну и вообще у вас огромное количество тонко продуманных, с душой сделанных мест. Гораздо больше разовых проектов, не принадлежащих большим ресторанным компаниям.

В Петербурге всё, что связано с независимым общепитом, делает пара десятков людей. И все они известны. Москва производит впечатление более безликого города.

Безликий, конечно. Я приезжаю сюда и, хотя терпеть не могу музыку, знаю, что принадлежит Кириллу Иванову, моему товарищу и страшно симпатичному человеку. Туда зайти приятно.

Из каких заведений на улице Рубинштейна к вам может перекочевать публика, на ваш взгляд?

Есть такая идея, что с открытием новых осмысленных заведений публика должна не перекочевать, а увеличиться и там, и там. У нас на Никитском был «Жан-Жак», а потом появился «Джон Донн» - публики прибавилось и там, и там. Потом появился «Маяк», «Квартира 44» - на Никитском стало еще больше людей. Важно создать максимальное количество кайфовых мест, тогда у всех будет еще больше народа. Уводить публику у кого-то глупо, тогда мы все прогорим.

Вам комфортно вести дела в Петербурге?

Мне дела вообще некомфортно вести.

Но то, чем вы занимаетесь, все-таки называете бизнесом?

Конечно, бизнес, но я не называю себя бизнесменом.

Книжки про бизнес читаете?

Находите их полезными?

Да, забавными и полезными.

Какая вам запомнилась из полезных?

Про бизнес? «Приключения Тома Сойера».